ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ. - Начало занятий - 15 февраля 2013 года и далее в 17 час в ауд 426 по пятницам. Дифзачет (экзамен) будет проходить по пятницам в 17 час в районе 426 ГК - начиная с 24 мая 2013 г. Внимание! - День досрочной сдачи - пятница xx мая 2013 г. в 17 час в 426 ГК.  


ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО:
...

Внимание!

Все, что здесь написано, относится как к сдающим этот курс в качестве обязательного, так и как курс по выбору.

Для первых - деление на два семестра единого годового курса условное. Сдавать нужно будет также и курс Семиотика и обработка символьной информации.

Для этого нужно -

см http://ryk-kypc1.narod.ru/

1. Сделать две лабы в облегченном режиме - не писать свои программы на Прологе - а только подготовить хорошие демонстрационные примеры.

2. Подготовить вопрос по выбору по программе курса - программа есть на сайте -

http://ryk-kypc1.narod.ru/prg.html - есть даже версия за 2011 год.

3. Уметь ответить на вопросы по курсу.


Текст курса есть на сайте.

Для последних - бюрократическая деталь - отрывные надо брать на экзамен по курсу "Обработка нечисловой информации"



Чтобы сдать экзамен (дифзачет) за весенний семестр и курс "Управление знаниями" нужно -

1. Взять вопрос по выбору, сответствующий программе и содержанию курса,

2. Сделать лабы

и

3. Быть готовым ответить на любые вопросы по содержанию прочитанного курса.

А также -

Посещать лекции, прочитать текст курса, а также краткое содержание прочитанных лекций (это координирует - но не одно и то же - особенно это касается последних лекций).

Затем -

~

1. Подготовить самостоятельно вопрос, соответствующий программе курса. Можно и даже нужно попробовать что-либо изобрести самому. То есть - сделать то, что называется риторическим изобретением. Это значит, что из элементарных смысловых составляющих можно и нужно сконструировать уникальную и оригинальную смысловую комбинацию. В качестве примера можно посмотреть заголовки в газете "Московский комсомолец". Там часто из обычных слов конструируется оригинальные смыслы, задающие тему своей статьи.
Можно потом на эту тему поискать в Интернете. Есть хорошая искалка научных статей http://www.scirus.com

Например, один из вас взял тему -
knowledge based machine translation.

Была еще хорошая тема -

Извлечение знаний из телефонных разговоров.

Некоторые работы можно скачать с этого сайта.

Принести разработанную тему вопроса обязательно в распечатанном виде. Главное при подготовке ответа на вопрос по выбору - продемонстрировать знакомство с основными темами курса и умение самостоятельно в них ориентироваться.

2. Лабораторная работа 1.

Инженерия знаний.

Закодировать на языке KNOW не менее 50 слов связного текста.

Принести распечатку и прокомментировать.

3. Лабораторная работа 2.

Экспертные системы.

Придумать задачу и произвести ее экспертизу при помощи экспертной системы Мицар (или любой другой экспертной системы). Принести и прокомментировать результаты в машинном виде (на дискете или переслать по сети) или в виде распечатки.

Принести распечатку (скриншот) или в маш. виде .

Продемонстрировать действие и ответить на вопросы.


4. Лабораторная работа 3.

Semantic Web. Онтологии.

Скачать Protege-2000. Закодировать на нем простейшую онтологию (не проще, чем пример Editorial на этом сайте)

Если будут трудности при скачивании редактора Protege - у меня он есть на моем ПК.

Правда, он большой и я не могу его разместить на нашем сайте.

Принести файлы pprj, rdf и rdfs

Продемонстрировать действие и ответить на вопросы.

Кроме Protege есть еще редактор онтологий Cmap Tools. Можно закодировать свою онтологию на нем и рассказать также о его возможностях.


5. Лабораторная работа 4.

Бизнес моделирование

Сделать свою бизнес модель согласно информации на сайте. Там приведена модель максимально прозрачная для понимания. Продемонстрировать свои знания по прослушанным курсам (системотехники и т.д.) на примере построенной модели.

Утвердить у модератора эту лабу или проконсультироваться с ним (если есть необходимость) и принести ее в маш виде. Закодировать эту модель (бизнес процесс) также в ПОСТ нотации.

Продемонстрировать ее действие и ответить на вопросы.

6. Лабораторная работа 5.

Закодировать несколько фрагментов семантической сети. Можно на русском. Названия дуг лучше оставить на английском. Если кодирование своего узла семантической сети требует других дуг - можно их добавлять, обосновав это.

7. Сформулировать Когнитивный Теорминимум - проблемы для ответов на вопросоы взять из текста курса. - Еще раз - ПО для ответов - материал курса - Управление знаниями. Можно также - курс прошлого семестра.

===========

7.1. Пять когнитивных вопросов, на которые нужно письменно ответить, творчески проработав материал курса. По ним можно будет судить о мере понимания материала. Юмористические ответы принимаются, но не засчитываются.

1. Вопрос, ответ на который возможен сейчас.

2. Вопрос, ответ на который возможен при условии проработки дополнительных источников.

3. Вопрос, ответ на который возможен, но требует новых решений, моделей.

4. Вопрос, ответ на который невозможен, так как требует новой информации или исследований, которые пока невозможно осуществить.

5. Вопрос, ответ на который невозможен пока в принципе, поскольку имеются непреодолимые трудности.

- Идея взята из статьи в журнале Эпистемология и когнитивные науки.

=============

8. Уметь ответить на вопросы по прослушанным, прочитанным и выученным материалам курса. Почитайте краткое содержание лекций. Там есть кое-что новое, чего нет в тексте учебника - хотя бы когнитивный куб Эшера - что мы можем познать, что можем с чужой помощью, чего не сможем познать никогда при наших конкретных когнитивных возможностях, ограниченных физическими параметрами.

9. Пример дипломной работы (2009 г), содержащей многие части изученного курса (включая IPO или POST нотацию), есть в презентации Алины Буравилиной (325 гр) - на снимке слева, в голубой кофточке.

http://ryk-kypc2.narod.ru/bur.zip


~


Регламент сдачи экзамена
~

ВНИМАНИЕ!


Последний день сдачи зачета в эту сессию - 22 июня 2012 г в пятницу в 426 ГК в 17 час.

Приготовьте все, что написано на сайте -
включая ответы на 5 когнитивных вопросов - в письменном виде.





Предлагается следующая процедура.

Экзамен (дифзачет) будет приниматься по пятницам c 18 мая 2012 г до предпоследней пятницы июня 2012 года с 17 до 18-30 час в 426 ГК (или рядом, если 420 будет занята).


Дни и место сдачи может будет уточняться - следите за этой страницей сайта.


Просьба не вступать переговоры о другом удобном дне. Но можно и нужно предупредить по email или СМС, если получается так, что удобно сдавать раньше или позже, чем указанное время.


Для сдачи зачета нужно принести в виде зазипованного файла на флешке, а также распечатанные все лабораторные и распечатанный вопрос по выбору.

Все пакеты установлены, поэтому можно приносить только сами файлы с лабораторными. И лучше на флешке, если только не нужно драйверов для некоторых хитрых флешек.

БЛАГОРАССМОТРИТЕЛЬСТВУЕМЫМИ будут считаться те сдающие, которые привели с собой ослабевших, нерадивых или колеблющихся товарищей (при условии выполнения ими ВСЕХ изложенных выше требований к сдающим)

Желательно предупреждать о своем появлении (но только о появлении, а не условиях появления) по эл. почте. Если не будет никаких предупреждений, то есть шанс, что я уйду раньше 19 час.

Еще раз -

Просьба не беспокоить письмами с просьбой установить личное время для сдачи. В группе больше 20 человек. Это просто невозможно сделать.

~


Программа-минимум и подпись
~

Нужно уметь ответить как минимум на вопросы, касающиеся различения данных, информации и знаний. И другие вопросы, про которые говорилось на лекциях (см. краткое содержание на сайте)

Лабораторные работы рассматриваются как вопросы, заданные заранее. Невыполненная работа будет рассматриваться как неспособность решить соотвествующую задачу по программе курса. С соответствующими выводами.

Знать как научные определения, так и популярные, вульгарные, популистские и т.п. основных терминов курса и различать их - где какие - так как в курсе встречаются плохо формализуемые понятия, а также понятия, в коммерческих целях искажаемые.

Знать принципиальную разницу между ними. А также - почему иногда употребляют один термин вместо другого.

Точно уметь описать и объяснить как минимум два когнитивных процесса -

1. Знаковое восприятие данных (получение из них информации) - по Г.П. Мельникову.

2. Процесс понимания информации - получения из нее знаний (формула Брукса - все обозначения и что за процессы за ними стоят).


4 января 2012 г.

Рыков Владимир Васильевич

~


Ccылки на другие страницы, посвященные этому курсу
Познакомься с курсом - краткое содержание
Поучись у тех, кто уже сдал зачет
Описания лабораторных
Protege для тех, кому трудно скачивать его из Стенфорда
Курс лекций, изданный в МФТИ


 

Hosted by uCoz