Лекции весеннего семестра 2009 г (продолжение)

Лекция 7 - продолжение - и далее

...

Лекция 7

3 апреля 2009 г

и

Лекция 8

10 апреля 2009 г

и

Лекция 9

17 апреля 2009 г

и

Лекция 10

24 апреля 2009 г

Когнитивные пространства и когнитивные модели


В модели 3 когнитивные процессы происходят снова в паре КВ – КР, представляющей социальную сеть. Это, конечно, не считая мыслительных процессов, происходящих в сознании людей, участвующих в соответствующей деятельности.

В модели 4 программная часть представляет собой вспомогательную моделирующую среду. Сама она меняться не может. Но когнитивные процессы происходят в сознании людей, использующих эту модель для оптимизации деятельности других людей, участвующих в соответствующих бизнес процессах.




-----

Полезные сайты -

Понимание -


http://dp-beg.narod.ru/stat3.html

Бизнес моделирование -

http://www.iemag.ru/articles/detail.php?ID=6591

Эта и другие статьи номера очень полезны

Вот - например из этой статьи - хорошее определение бизнес процесса -

»Бизнес-процесс в стандарте ISO 9001:2000 определяется как устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя «


...


Конспект этих последних четырех лекций дополнен ниже. Можно брать темы по извлечению знаний и модели 2-4 (кроме ЭС) как вопросы по выбору.


...

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА - по материалам последних лекций



ГЛОБАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА.

Введение

Темы последних лекций обобщают то, что мы изучили раньше. В то же время материал этих лекций позволяет лучше понять процессы, происходящие сейчас как в корпоративных, так и в глобальных сетях.



Вот примерно как мыслят «гуру» Интернета –

Веб 3.0 определяется как высококачественный контент и сервисы, которые создаются талантливыми профессионалами на технологической платформе Веб 2.0.

Выходит – если не талантливыми – то это не Web 3.0

А что значит - высококачественный контент? – Ясно, что не различается информация и знания – но ПЫТАЮТСЯ это отобразить в доступной им (талантливым профессионалам) форме.

Тут нужна наука – она у нас немного есть.

http://habrahabr.ru/blogs/web_2_0/14747/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Web_3.0

Это не значит, что это пишут глупые люди. Они разрабатывают новые инфо. технологии.

Но в то же время – это значит, что нам в учебных целях нужно дать научное описание новых поколений Интернета. Что там главное, а что второстепенное.

Этим мы сейчас и займемся.

Но сначала приведем некоторое рассуждение, которое нам пригодится позже.

КОГНИТИВНЫЙ КУБ ЭШЕРА

Это переложение со слов А. Фоменко (ныне академик и известный критик современной исторической хронологии), с которым мы ехали в одном купе поезда, возвращаясь от родителей в Москву около 1970-го года.

Известный художник и математик Эшер рассуждал так.

В голове у человека миллиарды нейронов. Когда он мыслит – каждый нейрон возбуждается – то есть он имеет то ли иное значение своего электрического потенциала. Начнем с одного нейрона – его потенциал (от min до max) можно пронормировать от 0 до 1. Для двух нейронов получаем единичный квадрат. Когда человек мыслит – описывается некоторая траектория в этом квадрате. Для трех нейронов – единичный куб. Для многих миллиардов (математикам это нипочем) – миллиардомерный куб. Но и все живущее человечество можно объединить (а чего робеть?), сделав умножение нейронных кубов каждого. Тогда траектория в этом кубе и точка на ней будет отражать процесс мышления всего человечества.

Зададим себе вопрос – а по всему ли кубу может проходить эта траектория?
Эшер рассуждал так. – Вообще говоря – нет!
Но сначала.
Область I – это то, где извивается траектория коллективной человеческой мысли – а след. Знания. Но – в силу физических ограничений наших мозгов – мы все же не всех областей куба можем достигнуть. Иначе – не всех знаний мы сможем достичь или получить. Но! – нас может (вообще говоря) – научить кто-то или что-то умнее нас – и мы сможем это понять. Назовем это когнитивной областью II. Например, у собаки тоже есть способность мыслить – но человек ей может объяснить такие знания, которые она сама никогда не сможет достигнуть – но понять через человека сможет. И естественно есть и область III. Это когда как ни объясняй – все равно не поймешь – мозгов мало.

К этому рассуждению можно наверно придраться, но это интересный случай достижения достоверного результата нестрогими рассуждениями.

Трудно оспорить результат. Действительно, все знания можно разделить на описанные выше три области – те, что мы сможем достигнуть, те, что мы сможем усвоить только при помощи извне, и те, что мы никогда не сможем понять. До этого можно было бы догадаться и без нейронного куба.

Нам этот результат пригодится позднее.

http://www.escher.ru/


А теперь переходим к проектам глобализации знания.

Мы специально не будем привязываться к номерам – типа WEB 2.0 и т п – а разберем суть дела.

GO GLOBAL – 1.

На пути к глобальному когнитивному пространству.

Глобальное информационное пространство у нас уже есть. Это старина Интернет. Не надо только путать его с когнитивным.

Какое оно? Оно реализует функции обмена информацией двумя способами –

1. Путем просто пересылки ее от одного человека к другому. Это и эл. почта и чаты и т д.
2. Путем размещения информации в этом пространстве (текстов) которые читают разные люди с помощью браузеров.

Преобразование полученной информации в знания происходит уже в головах людей. Но даже такое глобальное информационное пространство (то есть Интернет) – это уже очень много. Но людям всегда хочется большего.

На самом деле здесь уже есть прообраз двух когнитивных моделей –

1. Социальной сети – глобального (локального) объединения людей, решающих вместе определенные задачи (вплоть до развлечений)
2. Накапливания отчужденного знания. В форме пока текстов – как и было все время, начиная с изобретения письменности. Только теперь в Интернете. Разница казалось бы небольшая. Но когда вместо того, чтобы идти в библиотеку, можно получить тысячи текстов по теме – количество переходит в качество. Не говоря о том, что раньше далеко не все тексты можно было опубликовать. Сейчас доступен любой писк – только выкладывай.

Начнем.

Нам будет не очень сложно (в главном!) – так как у нас за плечами есть уже теория – как говорил Ньютон – мы стоим на плечах гигантов.

Итак.

Как сделать, чтобы знания -

1. Хранились в Сети. То есть в Сети чтобы размещалась база знаний – КВ.
2. Из хранящихся знаний в Сети получались бы новые знания без вмешательства человека? То есть чтобы в Сети работал когнитивный процессор – КР.


Здесь пригодятся многие идеи и технологии Интернета – но надо ясно понимать их ограниченность и развить их для этих новых задач.

Все решения, которые будут работать должны быть –

1. Универсальны.
2. Глобальны.
3. Стандартны.

- как было до этого с Интернетом.

На самом деле многие еще добавляют –

4. Просты.

Без этого дело не пойдет. Если будет заумно – люди этого не примут. Это уже не только семантика, но и прагматика. В этом отличие. В теперь уже древнем Интернете все вписывается в эти 4 требования.

1. Ясно, что знания можно будет разбить на элементарные единицы. – И хранить их в Сети. – Но тогда у каждой элементарной единицы знания должен быть свой уникальный, стандартный, глобальный и простой адрес. С этим все просто. Такой адрес назвали URI. Это просто расширение понятия URL. Тогда понятия больше, горячо, папа, мама, сверху, страшно, гомозиготный и чин полковника будут иметь свой адрес и доступны всем. НО! Решили даже так, что и внесетевые объекты будут иметь свой URI (люди, дома и т п) – жалко что ли? Как и с URL-oм – нас может и не волновать где и как конкретно это реализовано … - на каких серверах это хранится …
2. Идем дальше. Обработка знаний начинается со связки их (эл единиц) в предикаты. Например – яблоко – красное на самом деле выглядит так – яблоко-цвет-красное. Так вот – употребляя этот предикат, мы должны помнить - все три единицы мы употребляем в виде ссылок – то есть URI!
3. Всякие эти связки и многое другое нужно описывать разными языками. Решили что они будут XML-подобными. Учли успех HTML.
4. Теперь – как делается сама предикатная связка (вспомним Пролог!) – это делается в форме RDFS/RDF (вот уже - XML-подобных языков) – там все это реализовано.
5. Далее. Связные описания знаний есть онтология. Ничего сложного по сути. Это объекты, их свойства и связи между ними, Это есть всего лишь стандарт – и плюс другие требования – см выше.
6. Уже закодированные знания хранятся в форме OWL в Сети. Сами эти знания решили разделить на три уровня – элементарные (больше, сверху, один и т д), онтологии среднего уровня – описания типовых областей знания – физика, пивоварение, торговля и т д. Нижний – третий уровень – как правило описывается конкретный домен знания – это уже уровень конкретного пользователя.

Пока мы говорили о системах КВ.

КР реализуется (пока) двумя способами

1. Семантический процессор (браузер).
2. Интеллектуальные агенты.

Если вдуматься – это естественно. Только сам пользователь знает, какие ему новые знания нужны. Он формулирует запрос – и «процесс пошел»! Реализовывает его семантический браузер или агент.

Конечно, появятся и более сложные системы, выполняющие функции КР.

Когнитивная пирамида (КП)

Для лучшего понимания того, что происходит – иногда рисуют такую пирамиду. Здесь ее невозможно нарисовать – но она у нас практически уже есть.

Надо просто представить, что мы идем снизу вверх – от основания к вершине.

У нас уже есть

1. URI – единая адресация любых объектов – это в самом низу

2. XML-подобные языки описания любых объектов

3. RDF/RDFS – XML-подобные языки описания отношений

4. ОНТОЛОГИИ

5. OWL – иерархия онтологий

6. Все это венчает дескриптиная логика (чтобы Непейвода не обижался)

7. Еще выше – логика предикатов (после этого он не будет говорить, что мы тупые технари)

8. Ну – а самом верху – как мы уже говорили – Логос – см об этом еще ниже.

Это хороший вопрос по выбору
GO GLOBAL – 2.

На пути к глобальному бизнес пространству (ГБП).

Это следующий шаг. Будущее за тем, что все БП (бизнес процессы) уйдут в Сеть. Что для этого надо добавить к глобальной когнитивной сети (ГКC)?

Очень многое, но принципиально не все так страшно. Об этом смотри третью часть курса (в учебнике).

Добавить надо прежде всего социальные сети, но способные рассуждать САМИ (без человека). Они будут не только объединять, но и помогать людям реализовывать свои БП.

Добавить надо еще много чего. – Но тогда нужна какая-то система.

С первым пространством (ГКС) мы вроде разобрались – самые основные объекты свели в систему – пирамиду.

Поэтому и здесь начнем сначала

Системный подход

Покажем, что хотя мы системный подход знаем только основы – но учили его не зря – и здесь он нам сгодится

Для нашего случая Системный подход выглядит так – мы должны представить себе, выявить и описать в нашем ГБП –

1. Объекты
2. Их свойства
3. Их связи
4. Функции
5. Как эти функции реализуются через процессы.

Это так называемый процессный подход.
Описание бизнес пространства

Еще раз – все, что мы описали в ГКС нам подходит. Но нам нужно чтобы «ОНО» не просто хранило знания, генерировало прибавочные знания – по запросу пользователя или само по себе, а – нам надо чтобы оно заработало на БИЗНЕС. Как показывает судьба ПЕРВОГО (и пока основного Интернета) – он резко рвануд в своем развитии только тогда, когда БИЗНЕС понял, что это ему НУЖНО.

Для этого надо много сделать. Но главное - наши БП надо смоделировать, формализовать и рутинную их составляющую (вернее – составляющие) перенести в ГБП.

Здесь очень много рассуждений – хорошо об этом написали наши физтехи – Беляев и Капустян – см их -

Ссылка – суперкнига на -

http://dp-beg.narod.ru/zam.zip

Здесь еще мы остановимся на языках описания БП. Ясно, что они должны удовлетворять описанным выше четырем требованиям. Но это сложно. Можно самому посмотреть – как этому удовлетворяют такие языки как BPEL, ARIS и т д. Язык ПОСТ (у нас на нем основывается Лаба) универсален и прост. То есть – удовлетворяет только двум требованиям. Поэтому пока он только локален.

Но само понятие рутинности (рутинные части БП будут перемещаться в ГБС) непрерывно смещается – Бизнес Сеть будет становиться все умнее.

Об этом также можно рассуждать.


ОБОБЩЕНИЕ.

А что если Сеть будет иметь не только КВ, но и КР (а это будет) – то есть начнет мыслить сама – без запроса и вмешательства человека?

Что она намыслит сама? Да немного сначала – а потом – шаг за шагом – может и догадается до того, до чего и сам человек не догадался бы? – А если эти знания передать человеку – то может он их поймет – а может и нет. См Куб Эшера!

Здесь мы приходим к понятию Логоса, известному еще в древности. Высшему и самостоятельному знанию, существующему вне человека. Простые технари пришли или придут к этому без иррациональных заумствований.


Все разобранные темы хорошо подходят для вопросов по выбору

Более подробно об этом в статьях –

http://ryk-kypc2.narod.ru/bk1.zip




Go Global – 1 и Go Global – 2 – рефлективный анализ



Go Global – 1 и Go Global – 2 – рефлективный анализ


Рефлексия

Мы разбирали выше становление (по-научному – онтогенез) новых знаковых когнитивных пространств с желательными нам (заданными) свойствами.

Несмотря на то, что эта работа не закончена во всех отношениях (даже ее изложение выше) – настало время порефлектировать.

Рефлексия – это когда мы мыслим о том как мы мыслим. Первый в наше время отчетливо сказал об этом Лефевр (см в Сети). Это не значит, что этого не было раньше. Законы Ньютона существовали до Ньютона.

Что мы можем срефлектировать по нашей теме?

Мы говорили о том, что у нас уже есть глобальная, универсальная и т д (что бы там ни говорил Непейвода) знаковая система (ЗС) HTML (мы не говорим о многочисленных добавлениях к ней), которой нет еще 2-3 десятков лет, но знаковые произведения (ЗП) и само знаковое пространство как совокупность этих ЗП сильно повлияла на нашу жизнь. И мы говорим о том, что синтактика и семантика этой ЗС не очень мощные и сложные – но прагматика – это про то, как это повлияло на нашу жизнь – очень мощная и многосторонняя.

Но нам этого мало и мы хотим ввести новые ЗC с более сложной синтактикой и семантикой, которые могли бы выполнять более сложные задачи – то есть – нужна новая прагматика.

Чтобы лучше это понять – придется сделать небольшой откат в Средние века.

Новый тривиум.

Тривиум (на современном языке) – это и есть синтактика, семантика и прагматика ЗС. Может быть – стоит уточнить – базовой или основополагаюшей ЗC в обществе.

В Средние века такой базовой ЗC был ЕЯ. И в университетах учили тривиум наук – и тривиум был –

1. Основой синтактики (ЕЯ конечно) была грамматика.
2. Основой семантики была философия – какие смыслы (основные) выползают из текстов на ЕЯ
3. Основой прагматики было богословие и риторика – как ко всему этому безобразию должен относиться честный христианин и как ему использовать себе на пользу и не во вред другим прекрасный дар - ЕЯ.

Вспомним Вий Гоголя – как там назывались курсы в бурсе? – Кто шел на каникулы? – Грамматик – забыл кто (он скоро откололся), ритор Горобец и философ Хома Брут – главный герой!

Вернемся к нашим баранам.

Но сейчас нельзя сказать, что ЕЯ не годится под базовую ЗС, но новый тривиум все же нужен – особенно в Сети. На старом тривиуме уже не получается …

Но тогда – мы как раз об этом говорили ... – нужны новые ЗC – XML- подобные языки, надо чтобы они имели невиданно гибкую синтактику (зачем мы учили семиотику?) - чтобы они выражали через эту новую синтактику – новую семантику (так чтобы под конец сам человек ее еле понимал – шутка ;) - и все это чтобы давало возможность реализовывать наши возросшие прагматические запросы! О!
Как говорилось в древних текстах – и увидел я новое небо и новую землю … (в каком тексте?) – во всяком случае – дело подошло к этому.

Восемь ходов мысли

Но тогда в нашей рефлексии поднимемся все же на уровень выше и взглянем на все это сверху!

На то она и рефлексия!

Мой друг и коллега доцент ФИВТа Виктор Капустян учит нас, что наша мысль о том, что мы делаем может идти только восемью потоками


000 – мы хотим узнать, с чего все началось, что происходит и чем закончится

001 – догадаться – с чего начать и что делать, чтобы получить именно требуемый результат.

010 – и т д – можно взять в качестве упражнения

Похоже, что у нас случай 001 – мы должны догадаться – с чего начать и что делать, чтобы получить именно требуемый результат – новое когнитивное бизнес пространство.
И у нас уже есть наработки. По степени значимости их можно выстроить в пирамиду – см выше.



Все разобранные темы хорошо подходят для вопросов по выбору

Более подробно об этом в статьях –

http://ryk-kypc2.narod.ru/bk1.zip




Полезные ссылки - в дополнение к Курсу и конспекту лекций

Кому скучно читать этот текст - почитайте его же с ехидными комментариями Н. Н. Непейводы

E-mail: rykov2000@mail.ru



Hosted by uCoz