|
Управление знаниями - лекции в весеннем семестре 2013 года
|
Лекция 1 - 15 февраля 2013 г и т д
|
...
Лекция 1 - 15 февраля 2013 г
Повторение и углубление материала 1-го семестра
Мы стреляем по мишени которую никто не видит! )
Этот конспект дополняет полный курс, текст которого также есть на этом сайте. В Сорбонне есть правило, что лектор должен перед лекцией раздать студентам ее конспект – но читать он должен не так, как написано в конспекте! То есть ЭТОТ конспект не буквально повторяет текст курса, который есть на сайте – а отражает то, что было реально прочитано.
Введение. Знаки и знаковые миры
Позиционирование курса (зачем нужен этот курс). Основные (мета) универсалии и парадигмы
Интересная цитата
Логика развития информационной экономики в том, что она упрощает человеческую деятельность и повышает ее эффективность. «Информатизация» России нацелена на что угодно, только не на это … Рассмотрим наиболее очевидные и известные примеры … (см на сайте Коммерсанта)
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КУРСА.
Объединяющая идея курса. –
Перенесение бизнес процессов в Интернет - одна из актуальных научных и практических задач современности.
Обоснование и позиционирование курса.
Кудрявцев – надо учить тому что –
- трудно
- надо
плюс -
- сам бы не догадался этот курс изучать (ВР)
Состав курса – теор часть, Лабы и экзамен. Сайт курса.
Отзывы о курсе.
Покажем что курс соответствует всем трем требованиям.
Система физтеховских курсов была адаптироана под - первый физтеховский аттрактор – «Атомный проект»
- Наше деление на факультеты этому соответствует – процессы в бомбе - ФОПФ, доставка ее – ФАКИ, управление ракетой (локация и обсчет ) – ФРТК и т д.
- Теорема существования этого аттрактора - феномен Тимофеева-Ресовского (Зубра) – из репрессированного биолога при появлении необходимости изучения влияния радиации на организм он стал респектабельным ученым.
Сейчас появился 2-й аттрактор – информатика.
Шутка – поступают будущие физики – заканчивают бывшие.
Основные курсы МФТИ соответствовали 1-му аттрактору.
Этот курс соответствует 2-му.
Здесь другой тип мышления, другие законы.
Пример: негативный – позитивный тип мышления, извлечение пользы из того и другого: – лень – работоспособность – зависимость от климата.
Примеры – Стоунхендж, прыжки с парашютом.
Другой тип законов – универсалии. Вовлеченность субъекта исследования в объект исследования – существенная деталь рассуждений.
Пример из состава курса – риторика как наука об эффективном знаковом произведении.
Это учить трудно самому но надо потому что сам этого не выучишь.
Обоснование курса.
Феномен третьего – знакового мира.
Интернет как мир знаков.
Существование и важность мира знаков. Григорий Сковорода (18-й век) и Карл Поппер (20-й век).
Почему третий мир? Первые два – мир материальный (реальность) и внутренний мир человека.
Концепция трех миров.
Науки изучающие первые два мира.
Физический мир изучают – физика, химия, …
Внутренний – мир психики – психология, лингвистика, …
Феномен ментальности.
Примеры взаимодействия миров
Проявление ментальности в реальном мире.
- очередь за билетами в метро на Тимирязевской
- срубание дубов на участке чтобы посадить
картошку
- менталитет коллектива – 20 и 60-летие МФТИ.
Чтение мыслей – феномен Вольфа Мессинга.
Виртуальный, зеркальный и т п миры – миры ЗНАКОВ.
Надо знать законы мира знаков.
Наука изучающая мир знаков – семиотика.
Зачем изучать знаки ИТ специалистам?
Знаки в ИТ технологиях.
Это прежде всего – Интернет и вся связанная с ним деятельность.
А также информатика.
Рассмотрим типовой ИТ проект.
Где здесь присутствуют знаки?
Начало проекта – взаимодействие ИТ специалистов и заказчика – на словесном (знаковом!) уровне.
Определение предметной области – НАЗЫВАНИЕ объектов и процессов этой ПО - на словесном (знаковом!) уровне.
Работа с процессными схемами, отражающими БП реализующимися в данной ПО.
Построение формальной модели, интеграция словарей, метаданных, и т д - на словесном (знаковом!) уровне.
Вот зачем надо изучать знаки. Это все базовые процессы на знаковом уровне , отражающие типовую технологию процесса интеграции данного вида чел деятельности в ИТ систему.
Для этого есть и нужны и разрабатываются разные формализмы (знаки!) – нотации, протоколы, языки программирования – есть острая необходимость решать проблему Вавилонской башни.
Простой пример – тезаурус НАСА.
Важный пример – ПОСТ нотация – способ извлечения знаний из собеседника (заказчика)
Характерно – нет формул – но есть сложные и точные рассуждения (см выше).
Возрастает число, сложность и разнообразие знаковых систем (ЗС), все более сложной становится знаковая деятельность (ЗД). Но многие законы или универсалии, управляющие этим давно открыты и описаны, и прекрасно работают, то есть выполняются и прогнозируют ЗД. Мы начинаем их изучать.
...
Лекция 2 - 22 февраля, лекция 3 - 1 марта 2013 года
Определение курса.
Знание сейчас все больше становится как производственным ресурсом а также и продуктом производства. Более того, многие производственные (как сейчас говорят – бизнес) процессы все более переходят в Интернет. Мы не можем раскрыть эту тему во всей полноте. В этом курсе мы рассматриваем знание именно в этом последнем смысле – как базу для бизнес процессов.
Для этого сначала начнем с общих понятий.
Информатика и физматнауки. Общее и подобное.
Парадигмы информатики и их особенности.
Пример - парадигмы риторики.
Начнем определять – что такое знание.
KM не есть M of K
Но мы в курсе будем изучать как КМ (Knowledge Management) как определенную парадигму ИТ технологии, так и конкретно Knowledge – то есть знание.
Знание – очень сложный объект – поэтому нужно -
Определение знания.
Какие есть объекты подобные знанию?
Это данные, информация и собственно знания. Сначала все же необходимо привлечь философию. Существует три фундаментальных класса объектов – Материальные, идеальные и знаковые.
Теперь начнем определять наш объект знание по риторической технологии общих мест.
Методика (технология) построения понятия знания - через общие места, логическим рассуждением и применяя (насколько возможно при этом) риторические изобретения (то есть не тупое рассуждение – а определенную научную сноровку).
Но начнем с «технического» определения знания – а позже покажем его ограниченность.
С точки зрения информатики З – это –
1. Определенным образом организованная информация (позже мы изучим фреймы, семантические сети, онтологии и т. п.).
2. Процедуры ее обработки (это так называемый когнитивный процессор – иногда он называется иначе – не сложившаяся терминология – тоже проблема этой науки).
Начнем теперь научное определение знания.
В предыдущем курсе мы изучили три мощные парадигмы обработки знаков - семиотика (наука о знаках), теория обращения с готовыми знаковыми произведениями (ЗП) - текстами (часть общей филологии) и риторику - науку о способах эффективного построения знаковых произведений.
Мы применили эти три парадигмы (методики) для построения теории документа.
Примеры применения этих парадигм можно найти на этом сайте по ссылке "Уроки ГОСа и другое"
Стоит также посмотреть ссылки и содержание курсов за предыдущие годы
Для того, чтобы начать, нужно уточнить или определить некоторые понятия
Предварительные определения. Мы уже говорили в прошлом семестре об особенностях определений в информатике и смежных науках. Их отличие от математических и физических определений (в парадигме отличий подходов в науках «атомного» и «информационного» проектов).
Нам нужно немного расширить наши собственные знания прежде чем браться за определение З.
Нам будут необходимы некоторые предварительные сведения и определения.
1. Некоторые необходимые определения.
Понятие объекта. Ведь знание – это тоже объект – но очень сложный. Существует множество определений. Это понятие первично – как понятие множества. Мы примем самое простое.
Объект – это
1. То, с чем мы имеем дело. Объект может принадлежать любому их трех миров (фундаментальных классов объектов) – то есть быть материальным, мысленным (идеальным) и знаковым.
И еще про объект.
Рассматривая объект мы неизбежно учитываем -
1. Сам объект
2. Его качества (свойства)
и
3. Его связи с другими объектами. Связь – двустороннее отношение между двумя объектами.
Но - какой же объект знание? -
-----------
При этом рассуждении мы часто будем сталкиваться с понятием
Системный подход. Покажем зачем он нам нужен.
Если (пока) очень кратко – то это когда мы какой-либо изучаемый объект изучаем не изолированно, а как часть системы.
Что такое система.
Пока достаточно упрощенно – система это – когда сумма объектов приобретает свойства, не присущие ни одному из суммируемых объектов.
Итак – система – это -
1. Объекты
2. Связи между ними
3. Доминанта
Рассматривая объекты не как сумму, а как целое и новое качество – эмерджентность (систему), которое в основном (но не только) реализуется через доминанту, мы можем получить новые результаты и скорректировать старые.
Тривиальный пример. Стул – это совокупность частей (скажем – деревянных), реализующих доминанту – чтобы можно было на нем сидеть.
В другом варианте – как куча деревянных составных частей – это уже не стул и не система.
Примеры систем – кукушка, американцы – государство США, клетки диабетика.
Зачем нужен системный подход (СП)?
Часто без СП мы не сможем понять – зачем нужна отдельная часть. Пример – кукушка.
Другой – не менее тривиальный пример – коррумпированные чиновники. Хотелось бы, чтобы они свято и скрупулезно выполняли законы?
Рассмотрим систему – законы-чиновники-общество.
Рассмотрим чиновников отдельно. Казалось бы ясно – чем менее коррумпированы чиновники – тем лучше. Это если смотреть на этот объект по отдельности.
А если как часть системы? Допустим – законы несовершенны. Хорошо ли тогда некоррумпированное чиновничество? – Оно будет делать еще хуже …
Сама система может менять свою часть. Клетки желудка больного диабетом человека становятся здоровыми вне его организма.
Частью каких систем является знание? Представляет ли знание сложную систему?
Переходим к определению знания.
Понятие знания (К или З кратко в тексте). Знание как объект изучения.
Знание – один из сложнейших объектов, с которым приходится иметь дело человеку. Существует много его определений. Поэтому лучше определять его поэтапно, с разных сторон.
Будем применять риторическую парадигму (рекурсивно) порождения знания о незнакомом объекте. Определять будем через общие места (Loci communes – LC – по-латински), применяя, по возможности риторическое изобретение (РИ). РИ можно применять в любой части парадигмы. Даже в подборе общих мест.
Поэтому прежде спросим себя – ГДЕ находится З? –это самое общее место, которое надо раскрыть. - LC0. Подробнее – ниже. Но – если просто – в голове человека. То есть – если пользоваться парадигмой трех миров (или парадигмой трех фундаментальных классов объектов – материальных, ментальных и знаковых) – то знание принадлежит к ментальному фундаментальному классу объектов. И наша задача – изучить насколько возможно что это такое, чтобы перенести его в кибернетическую систему (КС) – чтобы оно заработало там.
Итак идем далее.
LC1. Есть ли ч-л подобное, близкое З?
Есть – это данные и информация.
Можно начать с такого различения - чем отличается понятие «знание» (З) от подобных ему – понятий – информация (I), данные (D)? Какие существуют способы различить их?
LC2. Какие науки изучают З?
Затем рассмотрим науки, изучающие З – гносеология, эпистемология, онтология и вообще – теория познания (см. подробнее в след лекциях).
Было LC0. Где находится З?
Но это есть –
Локализация З. – об этом мы говорили выше.
Теперь.
Данные – Информация – Знание и концепция трех миров.
Диалектика соотношения.
Данные – Информация – Знание – термины и слова общеупотребительной лексики. Культура рассуждения о них и причины употребления одного слова (термина) вместо другого.
Предметная, мыслительная и знаковая деятельность.
LC4. Родовой признак знания – знание порождает новое знание.
LC5. Практические способы различения знаний и информации:
Пример 1. Извечная парадигма «Ученик – учитель».
Учитель дает прочитать классу неск. страниц учебника. На след. уроке (если он следует противопоставлению, что он учит думать – т.е. работать со знанием, а не запоминать) он задает вопросы, заставляющие ученика не воспроизводить отрывки прочитанного (зазубрил), а получать новое знание, для ответа на вопрос. То есть проверяется – совершилось ли до конца еще не разгаданное таинство – превратилась ли прочитанная информация в знание. Что и делают учителя уже тысячи лет.
Пример 2. Различия БД – БЗ на примере –
Запись 1 - Иванов учится в 225 группе
Запись 2 - Петров и Иванов учатся в одной группе
Запрос (Q) – В какой группе учится Петров?
Если ответ есть – Петров – то это БЗ – иначе – БД.
Итак зачем нам учение об объектах и системный анализ?
– Знание (З) – сложный объект со своими свойствами и связями.
А системный анализ нам поможет тем, что З будет частью сложной кибернетической системы (КС), основанной на З, да и само З, будучи частью КС, тоже представляет собой сложную систему.
Три мира – три фундаментальных класса объектов –
R - reality – материальный мир
М – ментальный или идеальный мир
S – мир знаков
Адекватность восприятия материального мира. Феномен UmWelt – аберрации осязания (шарик), зрения (солнце), ощущения тела (новейшие опыты).
Экстремистские учения – тот мир что мы ощущаем (и то не адекватно – а как UmWelt!)– как минимум – не единственный. Карлос Кастанеда – Separate Reality. Фредди Меркьюри – To escape from Reality :)
Лекция 3 - продолжение
...
Лекция 4 - 15 марта и далее
|
...
Границы познания. Куб Эшера.
The art of M.C. Escher
https://www.facebook.com/M.C.EscherPage
...
|